Автотранспорт і дорожне хозяйство України Печать

Информация об истории развития Харьковской

областной организации профсоюза работников автотранспорта и дорожного хозяйства Украины.

 

 

В 2012 году исполняется 93 года со дня создания профсоюза работников  автотранспорта и дорожного хозяйства.

Его история неотделима от истории всего нашего общества. Он прошел трудный путь становления, испытав на себе в полной мере последствия подъемов  и отступлений, побед и неудач, все то, чем богата история нашей страны.

Профессиональные союзы транспортников до 1917 года создавались по цеховому принципу / грузчики, шоферы, автослесари, складские работники, извозчики/.

Первый Всероссийский съезд  профессиональных союзов, проходивший в январе 1918 года, провозгласил в качестве основного организационного принципа строительства профсоюзов лозунг «Одно производство – один профсоюз». То есть  все работающие на одном предприятии  объединяются в один профсоюз..

Немалую роль в создании профсоюза сыграли московские транспортники. Объединившись в  единый союз в январе 1919 года они провели  Московский областной съезд транспортных рабочих, на котором 102 делегата представляли  45 тысяч организованных транспортников. В принятом съездом решении отмечалось, что транспорт обладает признаками отдельной самостоятельной отрасли народного хозяйства, не может и не должен быть разделен между отдельными производственными группами.

На этом съезде  принято решение о созыве Всероссийского  съезда транспортных рабочих.

Первый Всероссийский съезд транспортных рабочих  проходил в Москве с 12 по 18 сентября 1919 года. В нем участвовали  124  делегата от 19 губернских союзов и 8 уездных отделений, объединявших  43517 транспортников. 18 сентября  съезд избрал первый ЦК профсоюза в составе 15 человек. Этот день  и принято  считать днем рождения профессионального союза автотранспортников. Первым председателем ЦК был избран  Садовский Андрей Дмитриевич, депутат Петроградского Совета рабочих и солдатских депутатов, соратник Орджоникидзе Г.К., Антонова-Овсиенко, Подвойского, первый директор первой автобазы в Москве, впоследствии  превратившейся в одно из крупнейших хозяйств того времени в стране.

После Октябрьской революции  перед профсоюзами встали новые задачи: налаживания работы транспорта, борьба с  саботажем, укрепление  трудовой и производственной  дисциплины,  ликвидации неграмотности, улучшения материального состояния  членов профсоюза. Профсоюз проводит мобилизацию на фронт,  заботиться о семьях тех, кто ушел в армию, формирует продовольственные отряды для посылки в деревню за хлебом для Красной Армии и промышленных центров, организует фонд  помощи безработным. В тот исторический отрезок времени это были жизненно-важные вопросы, от которых, нередко, зависела судьба государства и жизнь ее граждан.

В годы Великой Отечественной войны профсоюзы подсинили  свою деятельность одной цели – мобилизации всех сил на борьбу с  врагом. Славную страницу в истории Отечественной войны вписали  автотранспортники Ленинграда и пришедшие к ним на  помощь москвичи проложив дорогу на «Большую землю» из блокированного Ленинграда по Ладожскому озеру, движение по которой не прекращалось ни днем, ни ночью. В блокированный город завозились продовольствие, топливо, боеприпасы. А оттуда автотранспортники вывезли более 300 тысяч жителей, 100 тысяч  детей.

После изгнания в 1944 году врага за пределы Родины мобилизирующая деятельность профсоюзных организаций была направлена на восстановление разрушенного народного хозяйства, постепенный перевод автомобильного транспорта на мирные рельсы.

В то время профсоюз  рабочих транспорта был  разделен на 3 профсоюза – союз рабочих автомобильного транспорта Центра, Юга /который находился в Харькове/ и Востока.

В 1944 году  совместный пленум Центральных комитетов трех профсоюзов принял решение об объединении, но созыв 1 Съезда  объединенного профсоюза стал возможен только в октябре 1947 года.

В 1953 году строительство и эксплуатация автодорог были переданы в ведение республиканских министерств, которые стали называться министерствами.

В этом же году после упразднения профсоюза рабочих и  служащих шоссейного и гидротехнического строительства почти все дорожные организации вошли в профсоюз автомобильного транспорта, который стал называться после этого профсоюзом автомобильного транспорта и шоссейных дорог.

В 70 – 80 годы с участием профсоюза создается материальная  база. Члены профсоюза имели в своем распоряжении более 600 пансионатов, 60 санаториев-профилакториев, 250 пионерских лагерей, около 4 тыс  медпунктов, ведомственные медсанчасти, центры здоровья, спортивные сооружения, дома культуры и клубы. В частности в Украине функционировало 150 пансионатов,  9 санаториев – профилакториев, 29 пионерских лагерей, более 500 медпунктов.

В условиях распада СССР, смены социально-политического строя и форм собственности, с целью сохранения единства наших рядов было принято решение о создании Международного объединения профсоюзов работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства, в состав которого равноправными членами вошли отраслевые профсоюзы 12-ти республик бывшего СССР.

С первых дней работы обкома профсоюза одним из главных направлений его деятельности была организация социалистического соревнования среди предприятий, подразделений, бригад и цехов. Уже с 1949 года в предприятиях отраслей было организовано соревнование за звание «Лучший по профессии», «Лучшая колонна, участок, цех». Вся работа профсоюзов, как производственная, так и  воспитательная, была направлена на выполнение и перевыполнение производственных планов. В 1950 году соревнованием было охвачено  90% работающих.

Защитные функции профсоюзов в этот период осуществлялись через коллективные договора, мероприятия по охране труда и  организации оздоровления трудящихся, а также через контроль по  соблюдению трудового  законодательства, борьбу с фактами  бюрократического, несправедливого отношения к людям. Особое внимание обком, профсоюзные комитеты предприятий уделяют вопросам использования средств социального страхования, организации оздоровления работников отраслей и членов их семей. В семидесятые годы руководством управлений, предприятий и  обкомом профсоюза была проделана большая работа по  строительству ведомственных оздоровительных учреждений. Облавтодором был построен пионерский лагерь «Чайка», благодаря усилиям предприятий грузового автотранспорта был  построен пионерский лагерь «Искра», корпус в санатории «Берминводы», база отдыха «Автомобилист» в Коробовом Хуторе, пассажирским управлением построен спортивно – оздоровительный лагерь «Экспресс».

Харьковская отраслевая областная профсоюзная организация  была создана 7 – 8 декабря 1946 года на первой областной конференции профсоюза рабочих автомобильного транспорта.

29 августа 1990 года на 1 съезде был создан профсоюз работников автотранспорта  и дорожного хозяйства Украины. Харьковский областной комитет профсоюза рабочих автотранспорта и шоссейных дорог переименован в Харьковский обком профсоюза работников автотранспорта и дорожного хозяйства.

В 2000г. Харьковский обком профсоюза переименован в Харьковскую областную организацию профсоюза работников автотранспорта и дорожного хозяйства.

 

Сегодня обком профсоюза объединяет 91 первичные организации и имеет в своем составе более 7 тысяч членов профсоюза, из которых около 2 тысяч автомобилистов, около 2 тысяч дорожников, 1200 учащихся ХАТТ и около 2-х тысяч работников других профессий.

Первым председателем обкома в 1946 году был избран  Бинкевич Климентий Иосифович, проработавший на этом посту до 1956 г. Впоследствии возглавить обком члены профсоюза доверили товарищам Усу Дмитрию Митрофановичу, Глушко Федору Павловичу, Комарову Геннадию Васильевичу, Самко  Анатолию Петровичу, Фуксу Андрею Эдуардовичу / 1989 – 2011гг./.

В ноябре 2011 года  ХХ1\/ отчетно-выборной конференцией председателем  областной организации профсоюза  была избрана Макеева Алла Геннадьевна.

Секретарями были избраны Глушко Федор Павлович, Шибаева Елизавета Ивановна, Губченко Борис Леонидович, Ващинская Анна Сергеевна.

Областная организация профсоюза направляет свою деятельность на выполнение своих основных функций – защита трудовых, социально-экономических интересов членов профсоюза и трудовых коллективов, повышение роли профсоюзов в общественно-политической жизни региона, на позитивное развитие предприятий, состоящих на нашем профобслуживании.

Областная организация профсоюза сохраняет одно из лидирующих мест по охвату предприятий коллективными договорами и их содержанию и по степени выполнения взятых на себя сторонами обязательств. Специалистами обкома постоянно оказывается методическая и практическая помощь в их заключении.

Областная организация профсоюза придает большое значение вопросу создания надлежащих и безопасных условий труда на рабочих местах. Регулярно осуществляет контроль за состоянием  охраны труда и санитарно-бытовых условий в предприятиях. Ежегодно на расширенных заседаниях президиума проводится глубокий анализ  состояния производственного травматизма. Также рассматриваются вопросы готовности предприятий к работе в осенне-зимний период и создание трудящимся нормальных условий труда.

Большое  внимание  обкомом профсоюза уделяется  вопросам организационной работы и  мотивации профсоюзного членства. В рамках реализации Концепции молодежной политики ФПУ проводится работа по усилению мотивации молодежного членства.

Ежегодно областная организация профсоюза проводит областную отраслевую  спартакиаду по семи видам спорта /мини-футбол, волейбол, гиревой спорт,  армспорт, настольный теннис, шахматы, шашки/ среди коллективов предприятий, состоящих на профобслуживании, в которой принимает участие более 600 человек.. Организовывает выездные семинары для членов областной организации профсоюза как по Украине, так и по ближнему и дальнему зарубежью. Особое внимание областной организацией профсоюза уделяется оздоровлению  трудящихся предприятий  и членов их семей. Большой объем работы проводится по организации оздоровления детей сотрудников предприятий, организации детских новогодних утренников.

Областная организация профсоюза принимает активное участие в мероприятиях проводимых Центральным комитетом профсоюза и Объединением профсоюзов  Харьковской области.

 

 

 

Председатель областной

организации профсоюза                                                              А.Г. Макеева

 
Если Ваша машина попала в аварию или закончился бензин, то Вы всегда можете вызвать Эвакуатор. Только качественные услуги.