МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ОБЩЕСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ РАБОТОДАТЕЛЯМИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ТРУДЕ Печать

Одним из главных направлений в деятельности ФПУ, профсоюзных организаций VI съезд ФПУ определил защиту трудовых и социально-экономических прав и интересов членов профсоюзов в частности путем осуществления общественного контроля за соблюдением работодателями трудового законодательства. Под влиянием представителей бизнеса сегодня ограничивается деятельность органов государственного контроля за соблюдением и обеспечением законных прав и свобод граждан в социально-трудовой сфере. В результате чего снижается уровень социальной защиты наемных работников, членов профсоюза. И становится вполне очевидным, что на фоне развития рыночных отношений в государстве, спада активности в работе государственных контролирующих органов возрастает роль и социальная значимость общественного контроля профсоюзов за соблюдением работодателями трудового законодательства, осуществляемого на основании ст. 259 КЗоТ и 21 Закона Украины «О профсоюзах, их правах и гарантиях деятельности».

Постановлением Совета ФПУ от 12.12.2012 №Р-6-3 определено, что приоритетным заданием для ФПУ и его членских организаций на 2013-2014 годы является разворачивание массового, общественного контроля профсоюзов за соблюдением трудового  законодательства.

Общественный контроль профсоюзов осуществляется инспекторами труда профсоюзов: правовыми (главными правовыми) инспекторами труда и общественными инспекторами труда.

К общественным правовым инспекторам профсоюзов относятся члены выборных органов профсоюзов, их объединений, полномочные представители этих органов (профсоюзный представитель, члены постоянных комиссий по вопросам правовой защиты, специалисты по правовым вопросам, председатель и члены выборного органа первичной профсоюзной организации предприятия, учреждения, организации, член комиссии по трудовым спорам.

Общественные инспектора труда для осуществления своей деятельности получают от профсоюзного органа, который наделил их соответствующими полномочиями удостоверение установленного образца.

Общественные инспектора труда имеют право:

- беспрепятственного доступа и осмотра производственных, служебных и других помещений, где работают члены соответствующих профсоюзных организаций;

- требовать и получать от работодателя, другого должностного лица копии приказов, распоряжений, ведомости на выплату заработной платы, другие документы, пояснения об условиях труда, выполнения коллективного договора, соблюдения трудового законодательства и социально-экономических прав членов профсоюза; составлять акт состояния соблюдения трудового законодательства и требовать устранения установленных правонарушений.

5. Вносить работодателям, органам исполнительной власти, органам местного самоуправления представления по устранению нарушений, которое является обязательным для рассмотрения и в месячный срок получать от них ответы.

6. При невыполнении работодателем представления, направлять информацию и материалы проверки соответствующим органам надзора (контроля).

Обязанности общественных инспекторов труда.

Общественные инспектора труда, действуя в пределах предоставленных полномочий, обязаны:

  1. информировать о выявленных нарушениях законодательства о труде выборные органы соответствующего профсоюза для принятия системных мер по их устранению;
  2. сотрудничать с территориальными органами Государственной инспекции Украины по вопросам труда, с региональными представителями Уполномоченного Верховного Совета Украины по правам человека по вопросам контроля за соблюдением трудового законодательства и защиты прав и свобод членов профсоюза, провозглашенных Конституцией, Законами Украины и международными актами ратифицированными Украиной.
  3. Предоставлять сведения о своей работе профсоюзному органу, предоставившему ему соответствующие полномочия, в том числе для включения их в отчет о правозащитной работе членской организации ФПУ, которая подается в Федерацию профсоюзов Украины с целью обобщения и анализа по установленным формам (Форма ПР, ПФ-1, ПФ-2 прилагаются).

Методические рекомендации разработаны в соответствии с полномочиями, предоставленными профсоюзам ст. 21 и ст. 38 Закона Украины «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», ст. 41 Закона Украины «Об охране труда», ст. 247 и ст. 259 КЗоТ Украины и направлены на активизацию, систематизацию и улучшение качества общественного контроля за соблюдением работодателями действующего законодательства.

Виды и формы общественного контроля

 

Виды контроля:

  • повседневный (осуществляется постоянно во время выполнения профкомом своих функций);
  • плановый (осуществляется в соответствии с планом работы профкома или выполнения решений вышестоящих профорганов).

 

Формы контроля:

  • проверки (плановые, внеплановые, тематические);
  • сбор информации во время личного приема и при рассмотрении письменных обращений членов профсоюза в профком;
  • контроль за выполнением условий коллективного договора и условий соблюдения индивидуальных трудовых договоров с работниками;
  • вместе с работодателем решение вопросов продуктивной занятости, оплаты и охраны труда, рабочего времени и времени отдыха, создания безопасных и безвредных условий труда, обеспечение работников спецодеждой, спецобувью, другими средствами индивидуальной и коллективной защиты.

 

Субъекты, осуществляющие общественный контроль:

  • профсоюзный комитет в полном составе;
  • председатель профкома с привлечением профсоюзного актива;
  • комиссии профкома.

 

При проверке соблюдения трудового законодательства на предприятии необходимо обратить внимание на следующие вопросы:

1) Срок испытания (ст. 26, 27 КЗоТ):

Объявляется ли приказ об установлении срока испытания под роспись работнику. В какой форме работник выражает согласие на установление срока испытания, указывается ли это в заявлении о приеме на работу; в какой форме выражено согласие в приказе о приеме на работу. Необходимо убедиться, что администрация предприятия не подменяет установление срока испытания приемом на временную работу.

2) увольнение по собственному желанию (ст. 38, 39 КЗоТ):

-         указывается ли в приказе об увольнении причина увольнения;

-         через сколько дней после подачи заявления увольняется работник. Необходимо иметь в виду, что согласно ч. 2 ст. 38 КЗоТ при увольнении по уважительной причине работник увольняется со следующего дня после подачи заявления, что согласно ст. 39 КЗоТ срочный трудовой договор подлежит досрочному расторжению по требованию работника в случае его болезни или инвалидности, препятствующей выполнению работы по трудовому договору, нарушения работодателем законодательства о труде, коллективного и трудового договора. Также необходимо выборочно проверить даты подачи заявлений с датами издания приказов об увольнениях, даты внесения записей об увольнении в трудовую книжку и даты ее выдачи (журнал движения трудовых книжек); 

-      по каким причинам расторгаются срочные трудовые договора. Просит ли сам работник в заявлении о принятии на работу по срочному трудовому договору и по какой причине;

-    по каким причинам на основании приказов задерживаются лица при увольнении по собственному желанию.

3) увольнения по инициативе работодателя:

-         мотивация увольнений по п. 1 ст. 40 КЗоТ;

-         соблюдение установленного порядка увольнения по п. 1 ст. 40 КЗоТ, т.е. ст. ст. 42, 43, 492;

-         проверить протоколы и решения профкома по даче согласия на увольнение (кто представляет администрацию на заседании профкома, присутствует ли работник на заседании профкома, предлагалась ли ему другая работа в порядке трудоустройства, обоснованность решения профкома по даче согласия на увольнение);

4) трудовая дисциплина (ст. 147-149 КЗоТ):

-         соблюдается ли месячный срок для привлечения к дисциплинарной ответственности (сопоставить даты докладных, объяснений работников, актов о даче объяснения, приказов о привлечении к ответственности). Составляются ли акты об отказе от дачи объяснения в присутствии работника. Если нет, то почему?

-         объявляются ли приказы о привлечении к дисциплинарной ответственности под роспись работника и в какие сроки;

-         какие меры материального взыскания применяются на предприятии и на основании чего?

-         есть ли случаи (примеры) досрочного снятия взыскания?

-         проанализировать на основании колдоговора, Положения по оплате труда или премирования – законность лишения работников премии;

5) материальная ответственность работника за причиненный ущерб предприятию (130. 133. 134 КЗоТ):

-         какими документами подтверждается вина работника в причинении ущерба предприятию. Какие документы указываются в обосновании приказов;

-         есть ли согласие и в какой форме работника на удержание из заработной платы;

-         в каких случаях и как возмещается ущерб предприятию в полном размере;

6) рабочее время и время отдыха (ст..50-84 КЗоТ):

-         обоснование приказов о переводе на неполный рабочий день. Как этот вопрос решается кол.договором. Есть ли согласие профкома?

-         есть ли согласие профкома на привлечение к сверхурочным работам? Как они оплачиваются проверить по документам;

-         есть ли случаи нарушения графиков отпусков, отзыва из отпуска, не предоставления отпусков в течение более двух лет, компенсации за не предоставление отпуска;

7) работа КТС:

-    дать анализ составу КТС, срокам рассмотрения заявлений работников, принимаемым решениям, их исполнению работодателями.

8) Необходимо также проверить:

 

  • соблюдение работодателем законодательства об оплате труда
  • Правомерность привлечения различных категорий работников к сверхурочной работе, в ночное время, в праздничные и выходные дни, порядок их оплаты.
  • Наличие графика отпусков (ст. 79 КЗоТ Украины), доведение его к сведению всех работников, соблюдение графика отпусков; законность переноса отпусков (ст. 11 Закона Украины «Об отпусках»); законность отзыва из отпуска, законность и продолжительность предоставления отпусков без сохранения заработной платы (ст. 84 КЗоТ Украины, ст. 25 и ст. 26 Закона Украины «Об отпусках»)). При проверке необходимо учитывать, что запрещается не предоставление работнику отпуска полной продолжительности более двух лет подряд, а также не предоставление отпуска на протяжении рабочего года лицам в возрасте до 18 лет, и работникам, которые имеют право на дополнительные ежегодные отпуска за работу во вредных и тяжелых условиях труда и т.д.
  • Соблюдение работодателем законодательства об охране труда.
  • Проведение работодателем инструктажа (обучения) работников по охране труда, противопожарной безопасности.
  • Законность и обоснованность увольнения работников и соблюдение порядка проведения расчета с уволенными и выдача им трудовой книжки.

Следует помнить, что осуществление общественного контроля профсоюзным комитетом происходит и во время реализации им других полномочий, предусмотренных ст. 247 КЗоТ Украины и ст. 38 Закона Украины «О профсоюзах, их правах и гарантиях деятельности».

Поскольку профком контролирует соблюдение работодателем трудового законодательства он вместе с ним решает отдельные вопросы труда и отдыха, дает согласие или разрешение на те или иные действия работодателя, принимает участие в расследовании несчастных случаев, профзаболеваний и аварий, работе комиссий по охране труда на производстве, представляет интересы членов профсоюза по их доверенности при рассмотрении трудовых споров и т.д.

Если при осуществлении общественного контроля выявлено нарушения работодателем трудового законодательства, профсоюзный комитет должен обратиться к нему с соответствующим требованием об их устранении (образец представления прилагается).

В случае отказа работодателя устранить нарушения трудового законодательства, а также непредоставления в месячный срок аргументированного ответа профсоюзный комитет в установленном порядке может принять все меры, предусмотренные законодательством, в частности:

  • Инициировать решение вопроса в установленном порядке о привлечении работодателя к дисциплинарной ответственности;
  • рассмотреть возможность инициирования коллективного трудового спора с требованием об устранении нарушений законодательства;
  • проинформировать о фактах нарушений вышестоящий профсоюзный орган и привлечь его к решению вопроса;
  • проинформировать о нарушениях территориальную государственную инспекцию по вопросам труда в соответствии с соглашением о сотрудничестве между территориальной государственной инспекцией по вопросам труда в Харьковской области и Объединением профсоюзов Харьковской области в осуществлении государственного и общественного контроля за соблюдением законодательства о труде от 12.02.2013 года;
  • проинформировать о нарушениях органы исполнительной власти и органы местного самоуправления для принятия ими соответствующих мер;
  • обратиться в органы прокуратуры для принятия мер прокурорского реагирования;
  • обратиться в суд относительно обжалования действий или бездействия должностных лиц, а также с требованием к побуждению исполнения обязательств. При этом необходимо учесть, что обращение относительно обжалования действий или бездействий должностных лиц органов исполнительной власти или органов местного самоуправления направляется в административный суд, а относительно работодателя - в местный суд;
  • проинформировать Уполномоченного Верховной Рады Украины по правам человека в соответствии с Меморандумом о сотрудничестве между ФПУ и Уполномоченным по правам Человека от 11.12.2012 года.

Профсоюзному комитету необходимо знать, что за нарушение законодательства о труде виновный работодатель может понести дисциплинарную, материальную, административную или уголовную ответственность.

Дисциплинарная ответственность заключается в вынесении владельцем дисциплинарного взыскания должностному лицу, которое нарушило трудовое законодательство.

Согласно статье 45 Кодекса законов о труде Украины по требованию профкома собственник или уполномоченный им орган должен расторгнуть трудовой договор с руководителем предприятия, учреждения, организации, если он нарушает законодательство о труде, о коллективных договорах и соглашениях, Закон Украины «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности ».

Предлагаем рассмотреть другие виды ответственности в виде таблицы.

 

 

Суть нарушения

Норма права

Мера ответственности

Примечание

Материальная ответственность

Несвоевременная выплата зарплаты свыше одного месяца, что привело к выплате компенсации из-за нарушения сроков ее выплаты при условии, что Госбюджет Украине и местные бюджеты, юридические лица государственной формы собственности не имеют задолженности перед этим предприятием (невыплата по вине руководителя предприятия)

Пункт 9

ст. 134 КЗоТ

Руководитель предприятия возмещает причиненный предприятию ущерб в полном объеме

В соответствии со ст. 136 КЗоТ взыскание с руководителей предприятий, учреждений, организаций и их заместителей материального ущерба в судебном порядке осуществляется по иску вышестоящего в порядке подчиненности органа или по заявлению прокурора.

Незаконное увольнение или перевод работника на другую работу, а также задержка выполнения решения суда о восстановлении на работе

Пункт 8 ст. 134, ст. 237 КЗоТ

Должностное лицо возмещает причиненный предприятию ущерб в полном объеме (в сумме оплаты работнику времени вынужденного прогула или времени выполнения нижеоплачиваемой работы)

Обязанность возмещения такого ущерба возлагается на виновного судом. В исковом заявлении работнику целесообразно заявлять об этом отдельное требование.

 

Административная ответственность

Нарушение установленных сроков выплаты зарплаты, выплата ее не в полном объеме, а также другие нарушения законодательства о труде (в том числе не проведенная индексация зарплаты работников)

Ст. 41 Кодекса Украины об административных правонарушениях (КУоАП).

Штраф на должностных лиц предприятия, а также на частных предпринимателей от 30 до 100 нмд*

 

 

Согласно ст.221 КУоАП решение о привлечении к административной ответственности по ст. 41, 41-1, 41-2 и 41-3 КУоАП принимает суд (по направлению в суд материалов государственного инспектора труда, обращения профсоюза, работника).

Уклонение от участия в переговорах по принятию, изменению, или дополнению коллективного договора, умышленное нарушение срока начала ведения переговоров, необеспечение работы комиссий сторон в установленный срок

Ст. 41-1 КУоАП

Штраф на должностных лиц предприятий, а также на частных предпринимателей от 3 до 10 нмдг.

Нарушение или невыполнение коллективного договора

Ст. 41-2 КУоАП

Штраф на должностных лиц предприятий, а также на частных предпринимателей от 50 до 100 нмдг.

 

Непредоставление сторонами информации для ведения коллективных переговоров и осуществления контроля по выполнению колдоговора

Ст. 41-3 КУоАП

Штраф на должностных лиц предприятий, а также на частных предпринимателей от 1 до 5 нмдг.

 

Невыполнение законных требований проверяющих по устранению нарушений законодательства о труде или создании препятствий для деятельности этих органов

Ст. 188-6 КУоАП

Штраф на должностных лиц предприятий от 50 до 100 нмдг.

Налагается по факту невыполнения предписания инспектора труда. Решение о наложении админштрафа принимает орган, который проводит проверку

Уголовная ответственность

Умышленное препятствие законной деятельности профсоюзов

Ст. 170 Уголовного кодекса Украины (УК)

Исправительные работы на срок до двух лет или лишение свободы на срок до трех лет с лишением права занимать должность или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет

 

Незаконное увольнение работника с работы по личным мотивам, а также грубое нарушение законодательства о труде

Часть 1 ст. 172 УК

Штраф до 50 нмдг или лишение права занимать должность или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, или исправительные работы на срок до двух лет

Грубое нарушение законодательства о труде охватывает случаи нарушений, которые поставили работника в тяжелое положение или ухудшили его условия труда, что привело к нарушению его конституционных прав или законных интересов.

Незаконное увольнение с работы или грубое нарушение законодательства о труде относительно несовершеннолетнего, беременной женщины или матери, имеющей ребенка до 14 лет или ребенка-инвалида

Часть 2 ст. 172 УК

Штраф от 50 до 100 нмдг или лишение права занимать должность или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, или исправительные работы на срок до двух лет, или арест та срок до шести месяцев.

 

 

 

Штраф до 50 нмдг или лишение права занимать должность или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, или арест на срок до шести месяцев или ограничение свободы на срок до двух лет

 

 

Грубое нарушение договора о труде путем обмана или злоупотребления доверием или принуждением к выполнению работы, не обусловленной соглашением

Часть 1 ст. 173 УК

Штраф до 50 нмдг или лишение права занимать должность или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, или арест на срок до шести месяцев, или ограничение свободы на срок до двух лет

 

Грубое нарушение договора о труде путем обмана или злоупотребления доверием или принуждением к выполнению работы, не обусловленной соглашением относительно гражданина, с которым заключен договор о работе за границей Украины

Часть 2 ст. 173 УК

Штраф от 50до 100 нмдг или лишение свободы на срок до трех лет.

 

Безосновательная невыплата заработной платы больше чем за один календарный месяц, совершенная умышленно руководителем предприятия или гражданином-субъектом предпринимательской деятельности

Часть 1 ст. 175 УК

Штраф от 500 до 1000 нмдг или лишение свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

Невыплата зарплаты может быть признана безосновательной при наличии средств на эти цели и при отсутствии объективных причин для ее невыплаты

Безосновательная невыплата зарплаты сроком в один месяц, совершенная умышленно руководителем предприятия, если такая невыплата стала следствием нецелевого использования средств, предназначенных для этих целей

Часть 2 ст. 175 УК **

 

 

 

* нмдг - необлагаемый налогом минимум доходов граждан по состоянию на 1 ноября 2009 -17 грн.

** Лицо освобождается от уголовной ответственности, если до привлечения к уголовной ответственности оно осуществило выплату заработной платы, стипендии, пенсии или иной установленной законом выплаты.

 

Форма ПР

 

ИНФОРМАЦИЯ

о правозащитной работе членских организаций ФПУ

_______________________________________

(название членской организации ФПУ)

в 20____году

 

 

Наименование показателей

Предыдущий год, количество

Текущий год, количество

  1. Общая информация

1.1.

Количество общественных инспекторов труда профсоюза, всего

Из них:

 

 

1.1.1.

Главный правовой инспектор труда

 

 

1.2.1.

Правовой инспектор труда

 

 

1.2.2.

Члены выборных органов профсоюзов, объединения профсоюзов

 

 

1.2.3.

Уполномоченные представители выборных органов профсоюзов, объединения профсоюзов

 

 

  1. Осуществление общественного контроля за соблюдением законодательства о труде

2.1.

Проведено проверок соблюдения законодательства о труде, всего

Из них:

 

 

2.1.1.

Совместно с территориальной инспекцией Гоструда

 

 

2.1.2.

Совместно с региональными представителями Уполномоченного Верховной Рады Украины по правам человека

 

 

2.1.3.

Совместно с органами прокуратуры

 

 

2.1.4.

В составе комиссий органов исполнительной власти местного самоуправления во время комплексных проверок

 

 

2.2.

Количество юридических лиц, где проведено проверки соблюдения законодательства о труде

 

 

2.3.

Количество выявленных нарушений, всего

Из них:

 

 

2.3.1.

Увольнения и переводы

 

 

2.3.2.

Рабочего времени

 

 

2.3.3.

Времени отдыха

 

 

2.3.4.

Оплаты труда

 

 

2.3.5.

Труда женщин

 

 

2.3.6.

Труда несовершеннолетних

 

 

2.3.7.

Изменения существенных условий труда

 

 

2.3.8.

Гарантий и компенсаций

 

 

2.3.9.

Другое

 

 

2.4.

Количество работников, права которых нарушено, всего

 

 

2.5.

Направлено представлений об устранении нарушений, всего:

Из них:

 

 

2.5.1.

Работодателям

 

 

2.5.2.

Органам исполнительной власти и органам местного самоуправления

 

 

2.6.

Направлено письменных уведомлений о выявленных фактов нарушений

 

 

2.6.1.

Территориальным органам Гоструда

 

 

2.6.2.

Органам прокуратуры

 

 

2.6.3.

Органам исполнительной власти и органам местного самоуправления

 

 

2.6.4.

Высшим профсоюзным органам

 

 

2.6.5.

Руководству ФПУ

 

 

2.6.6.

Региональным представителям Уполномоченного Верховной Рады Украины по правам человека

 

 

2.6.7.

Другим органам

 

 

2.7.

Устранено нарушений по обращениям профсоюзов, всего

Из них:

 

 

2.7.1.

Работодателями

 

 

2.7.2.

Территориальными органами Гоструда

 

 

2.7.3.

Органами прокуратуры

 

 

2.7.4.

Региональным представителям Уполномоченного Верховной Рады Украины по правам человека

 

 

2.7.5.

Органам исполнительной власти и органам местного самоуправления

 

 

2.7.6.

Другими органами

 

 

2.8.

Привлечено к ответственности должностных лиц, всего

Из них:

 

 

2.8.1.

Дисциплинарной

 

 

2.8.2.

Административной

 

 

2.8.3.

Уголовной

 

 

2.8.4.

С применением статьи 45 КЗоТ

 

 

2.9.

Количество коллективных трудовых споров, рассмотренных с участием общественных инспекторов труда, всего

 

 

2.9.1.

На производственном уровне

 

 

2.9.2.

На территориальном уровне

 

 

2.9.3.

На отраслевом уровне

 

 

2.9.4.

На национальном уровне

 

 

2.9.5.

Участие в забастовках

 

 

2.9.6.

Требования работников удовлетворено (полностью или частично):

 

 

2.9.6.1.

В процессе решения коллективных трудовых споров

 

 

2.9.6.2.

После забастовок

 

 

2.10.

Проведено правовую экспертизу проектов нормативно-правовых актов, всего

Из них

 

 

2.10.1.

Подготовлено замечаний и предложений

 

 

2.10.2.

Рассмотрено без замечаний

 

 

  1. Предоставление правовой помощи

3.1.

Предоставлено консультаций по правовым вопросам, всего

Из них:

 

 

3.1.1.

Членам профсоюзов:

 

 

3.1.1.1.

Письменных

 

 

3.1.1.2.

Устных

 

 

3.1.2.

Профсоюзным организациям:

 

 

3.1.2.1.

Письменных

 

 

3.1.2.2.

Устных

 

 

3.2.

Составлено исковых заявлений, других процессуальных документов, всего

Из них:

 

 

3.2.1.

Членам профсоюзов

 

 

3.2.2.

Профсоюзным организациям

 

 

3.3.

Количество работников, представительство интересов которых осуществляли правовые инспекторы труда

 

 

3.3.1.

В суде

 

 

3.3.2.

В других органах

 

 

3.4.

Вынесено судебных решений в пользу работников, всего

Из них по вопросам:

 

 

3.4.1.

Увольнения и переводы

 

 

3.4.2.

Рабочего времени и времени отдыха

 

 

3.4.3.

Оплаты труда

 

 

3.4.4.

Гарантий и компенсаций

 

 

3.4.5.

Трудовой дисциплины

 

 

3.4.6.

Других

 

 

3.5.

Суммы, присужденные ко взысканию в пользу работников, тыс. грн.

 

 

3.6.

Осуществлено праворазъяснительную работу по вопросам трудового законодательства, всего

Из них:

 

 

3.6.1.

Участие в семинарах-обучениях

 

 

3.6.2.

Подготовка методических материалов

 

 

3.6.3.

Разъяснение законодательства через средства массовой информации

 

 

 

«______»_____________20____год                                            _____________________

(дата)                                                                                     (подпись руководителя членской организации ФПУ)

 

Примечание:

Информация подается дважды в год 1 августа текущего года (за полугодие) и 1 февраля следующего за отчетным годом (за год) с пояснительной запиской, с указанием:

- Наиболее показательных примеров разрешения проблемных вопросов, в том числе с приложением соответствующих решений судов, копий обращений и ответов, пояснений и т.п.;

- случаев нарушения фундаментальных Конвенций МОТ (29. 87, 98, 100, 105, 111, 138, 182);

- проблемных и постановочных задач, которые требуют решения.

 

Форма ПФ-1

ИНФОРМАЦИЯ

о защите профсоюзных прав

_______________________________________

(название членской организации ФПУ)

в 20____году

 

Наименование показателей

Количество

1.

Лица, в функциональные обязанности которых входили вопросы контроля по соблюдению прав профсоюзов (с указанием в пояснительной записке Ф.И.О. и должности)

 

2.

Количество выявленных нарушений прав профсоюзов, всего из них:

 

2.1.

Препятствия созданию работниками своих профсоюзных организаций, запрет участия в профсоюзах путем давления на работников

 

2.2.

Вмешательство в уставную деятельность профсоюзов работодателей

 

2.3.

Вмешательство в уставную деятельность профсоюзов органов исполнительной власти, осуществление финансового контроля со стороны органов исполнительной власти, лишение принадлежащего на праве собственности профсоюзам имущества, получения отчетов о работе профсоюзов

 

2.4.

Нарушение в части гарантий для работников предприятий, избранных на выборные профсоюзные органы.

 

2.5.

Нарушения в части права членов выборных органов профсоюзных организаций, а также уполномоченных представителей беспрепятственно посещать и осматривать места работы на предприятии, учреждении, организации, где работают члены профсоюза.

 

2.6.

На создание условий для деятельности профсоюзной организации.

 

2.7.

Игнорирование работодателями переговорного процесса по заключению коллективных договоров на предприятиях и в организациях, внесения в них изменений.

 

2.8.

Не предоставление информации профсоюзам или их объединениям по вопросам, которые касаются трудовых и социально-экономических прав и законных интересов своих членов, а также информации о результатах хозяйственной деятельности предприятий, учреждений, организаций.

 

2.9.

Не перечисление работодателями удержанных из заработной платы работников членских профсоюзных взносов на счет первичных профсоюзных организаций.

 

2.10.

Не перечисление средств первичным профсоюзным организациям на культурно-массовую, физкультурную и оздоровительную работу

 

3.

Направлено представлений (письменных уведомлений) об устранении нарушений, всего:

 

 

Из них:

 

3.1.

Работодателям

 

3.2.

Органам исполнительной власти и органам местного самоуправления

 

3.3.

Органам прокуратуры

 

3.4.

Уполномоченному Верховной Рады Украины по правам человека

 

3.5.

Судебная защита прав профсоюзов

 

3.6.

Жалобы в Комитет по свободе объединений Международной организации труда

 

3.7.

Рассмотрение вопросов соблюдения прав профсоюзов на заседаниях выборных органов

 

4.

Устранено нарушений по обращениям профсоюзов, всего

 

Из них:

 

4.1.

Работодателями

 

4.2.

Органами исполнительной власти и органами местного самоуправления

 

4.3.

Органами прокуратуры

 

4.4.

Судом

 

5.

Привлечено к ответственности должностных лиц, виновных в нарушении прав профсоюзов, всего

 

 

Из них:

 

5.1.

К дисциплинарной

 

5.2.

С применением ст. 45 КЗоТ Украины

 

6.

Вынесено судебных решений в пользу профсоюзных организаций, всего

 

 

Из них по вопросам:

 

6.1.

Перечисления работодателями удержанных из заработной платы работников членских профсоюзных взносов на счет первичных профсоюзных организаций.

 

6.2.

Перечисления средств первичным профсоюзным организациям на культурно-массовую, физкультурную и оздоровительную работу

 

6.3.

Создание условий для деятельности профсоюзных организаций

 

7.

Осуществление разъяснительной работы по вопросам защиты прав профсоюзов, всего

 

 

Из них:

 

7.1.

Во время проведения обучения профактива, работников

 

7.2.

Подготовка методических материалов

 

7.3.

Подготовка материалов для СМИ

 

 

«______»_____________20____год                                            _____________________

(дата)                                                                                     (подпись руководителя членской организации ФПУ)

 

Примечание:

  1. К информации прилагаются копии заполненных карточек по форме ПФ-2 о конкретных случаях нарушения прав профсоюзов.
  2. Информация подается ежегодно до 1 декабря с пояснительной запиской с указанием:

- данных о лицах, в функциональные обязанности которых входят вопросы контроля по соблюдению прав профсоюзов;

- наиболее показательных примеров разрешения проблемных вопросов, в том числе с приложением соответствующих решений судов, копий обращений и ответов, пояснений и т.п.;

- случаев нарушения фундаментальных Конвенций МОТ (29. 87, 98, 100, 105, 111, 138, 182);

- проблемных и постановочных задач, которые требуют решения.

 

 

 

 

Форма ПФ-2

 

 

КАРТОЧКА РЕГИСТРАЦИИ НАРУШЕНИЙ ПРАВ ПРОФСОЮЗОВ

Содержание вопроса

Суть вопроса

4.1.

Название и адрес субъекта хозяйствования, где совершено нарушение прав организации профсоюза, фамилия, имя, отчество должностного лица субъекта хозяйствования

Указывается место, где произошло событие (область, город, село с указанием точного адреса), а также фамилия, имя, отчество должностного лица субъекта хозяйствования (директора, главы правления, другого лица)

4.2.

Название организации профсоюза, которая действует на предприятии, в учреждении, организации, где совершено правонарушение

Указывается название организации профсоюза, которая действует на предприятии, в учреждении, организации, ее принадлежность к членской организации ФПУ, фамилия, имя, отчество председателя профкома, контактный телефон

4.3.

Содержание нарушения прав:

4.3.1.

Организации профсоюза

Излагаются обстоятельства, которые свидетельствуют о вмешательстве в уставную деятельность организации профсоюза или другие нарушения ее прав с указанием конкретных фактов, хронологии событий, дат, а также информируется о длительности нарушения и (или) его прекращении

4.3.2.

Членов выборных органов организации профсоюза

Указывается фамилия, имя, отчество, профессия, статус (должность) лица в организации профсоюза и кем она совершено (инициировано)

5.

Меры, принятые для устранения нарушенных прав

Указывается, что именно сделано для устранения нарушения с предоставлением копий материалов.

6.

Результаты мероприятий

Указывается: устранено нарушение или нет; кем и когда устранено (со ссылкой на соответствующий документ)

 

 

«______»_____________20____год                                            _____________________

(дата)                                                                                     (подпись руководителя членской организации ФПУ)

«______»_____________20____год                                            _____________________

(дата)                                                                                                       (подпись общественного инспектора труда)

 

Примечание:

Карточка заполняется и подается в ФПУ непосредственно после выявления нарушения профсоюзных прав.

Информация из карточки вноситься в Единый реестр нарушений прав профсоюзов.

Копии заполненных карточек по форме ПФ-2 о конкретных случаях нарушения прав профсоюзов прилагаются к ежегодной Информации о защите профсоюзных прав, которая подается к 1 декабря отчетного года.

Форма представления

 

Федерация профсоюзов Украины

 

____________________________________________

(название членской организации ФПУ)

______________________________________________________________________

(почтовый адрес, телефон, факс, электронный адрес)

«____»_______20___року                                                                            №______

 

 

П Р Е Д С Т А В Л Е Н И Е

 

Кому_________________________________________________________________

(должность, ФИО должностного лица объекта хозяйствования)

 

В соответствии со статьей 21 Закона Украины «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» общественным инспектором труда профсоюзов, объединения профсоюзов

__________________________________________________________________________

(ФИО лица, который проводит проверку)

который является полномочным представителем

__________________________________________________________________________

(название членской организации ФПУ)

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

и действует на основании Свидетельства, выданного_____________________________

(выдано, дата и номер документа)

__________________________________________________________________________

проверено соблюдение закон ода о труде (законодательства о профсоюзах) на

__________________________________________________________________________

(название объекта хозяйствования)

 

Проверкой установлены следующие нарушения законодательства о труде (законодательства о профсоюзах):

 

№№

п/п

Перечень выявленных

нарушений

Положение нормативно-правовых актов, требования которых нарушены

Предлагаемый срок

устранения нарушений

 

 

 

 

 

 

ПРЕДЛАГАЕТСЯ:

Устранить указанные нарушения в предлагаемые сроки и проинформировать о принятых мерах

______________________________________________________________________

(название членской организации ФПУ)

______________________________________________________________________

в срок до «____»________________20____ р.

 

 

В случае невыполнения представления об устранении нарушений, материалы проверки будут направлены в органы государственного надзора (контроля) для решения вопроса  о привлечении Вас к ответственности.

_____________________________  ________________________   «___»_________20____г.

(ФИО общественного инспектора труда)               (подпись общественного инспектора)

Примечание:

Это представление составляется в 3-х экземплярах, один из которых вручается под расписку руководителю или уполномоченному им лицу объекта хозяйствования, второй экземпляр передается руководителю выборного органа профсоюза, который предоставил полномочия общественному инспектору труда профсоюзов, третий – сохраняется у общественного инспектора труда профсоюзов.

 

Экземпляр этого Представления на____страницах получен:

 

__________________

(должность)

__________________

(подпись)

__________________

(фамилия, имя, отчество)

Отметка об отказе от подписания руководителем или уполномоченным им лицом объекта хозяйствования этого Представления __________________________________

___________________________________________________________________________

 

 

ПЕРЕЧЕНЬ

Приложений

  1. Форма ПР
  2. ПФ-1
  3. ПФ-2
  4. Представление
  5. Таблица других видов ответственности должностных лиц за нарушение трудового законодательства.

 

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ

НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ АКТОВ 

 

  1. Конституция Украины
  2. КЗоТ Украины
  3. Закон Украины «О профессиональных союзах, их права и гарантии деятельности»
  4. Закон Украины «О коллективных договорах и соглашениях»
  5. Закон Украины «Об охране труда»
  6. Закон Украины «Основы законодательства Украины об охране здоровья»
  7. Закон Украины «Об оплате труда»

 

 

Зав. отделом правовой работы ОПХО

А.П. Головин

 

 
Если Ваша машина попала в аварию или закончился бензин, то Вы всегда можете вызвать Эвакуатор. Только качественные услуги.