МЕСТО И РОЛЬ ПРОФСОЮЗОВ В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНОГО ДИАЛОГА В УСЛОВИЯХ РЫНОЧНОЙ СИСТЕМЫ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ
Постановка проблемы. Резкое изменение политической и экономической системы в Украине создало условия для быстрого, и бесконтрольного развития капиталистической системы взаимоотношений в обществе. Все это привело к тому, что члены профсоюзов (наемные работники) не были готовы к восприятию этой системы взаимоотношений. Следует обратить внимание и на тот факт, что в подсознании человека не было заложено смысловое значение таких понятий как: собственник; работодатель; наемный работник; рынок труда; стоимость рабочей силы; безработица; обращение к судебным органам по защите своих трудовых прав. Воспользовавшись ситуацией, которая сложилась в обществе политики, чиновники и криминальные структуры, на законном основании, и в очень короткие сроки, накопили капитал и обездолили свой народ. Новоявленные капиталисты, не встречая на своем пути эффективного сопротивления, разрушили не только идеологические ценности, но и существующую систему социальной защиты работающего населения, и продолжают наступление на права людей наемного труда. Этот переход не только размежевал общество на владельцев и наемных работников, но и существенно изменил социально-трудовые отношения между ними.
В процессе социально-трудовых отношений между работодателями и наемными работниками всегда возникают противоречия, по поводу производства, распределения, обмена и потребления средств, и результатов труда. Эти противоречия могут привести не только к возникновению коллективных трудовых споров, но и к забастовкам, которые наносят существенные убытки экономике государства. В связи с этим, возникает потребность в наличии действенного механизма, который бы эффективно осуществлял баланс интересов между работодателями и наемными работниками в условиях рыночных отношений.
Согласно международных стандартов и национального законодательства, в странах с рыночной системой экономики, таким механизмом является социальный диалог, сторонами которого являются представительские органы: работодателей – организации работодателей; наемных работников – профсоюзы; государства – исполнительные органы власти.
Исследование проблемы. Изучая опыт взаимоотношений сторон социально-трудовых отношений в Европейских государствах, следует заметить, что в этих странах социальный диалог сформировался как система достижения баланса интересов сторон. По мнению Л. Рыхли, Р. Притцер «Соціальний діалог – не лише форма, управління кризою. Нажаль іноді уряди звертаються до соціальних партнерів лише у випадку економічної кризи, шукаючи їхньої підтримки у вжитті непопулярних заходів. Такий підхід докорінно помилковий, оскільки діалог повинен ґрунтуватися на взаємній довірі, що досягається роками добросовісного співробітництва» [1]. При этом, в странах с рыночной экономикой, ведущую роль в достижении социально-экономической стабильности в обществе играют профсоюзы.
Мировой опыт борьбы за права человека труда показал, что место и роль профсоюзов в условиях рыночной системы хозяйствования заключается в представительстве интересов наемных работников на всех уровнях социального диалога. Но профсоюзы, как представительские органы наемных работников должны быть действенными, а их действия профессиональными, в то же время профессиональность и действенность профсоюзов зависит от их дееспособности.
Поиск нового места и роли профсоюзов Украины, в новой экономической системе пришелся на переходный период в условиях "обвального" экономического кризиса и стремительного обострения его социальных последствий. Дело в том, что в системе, которая канула в небытие, роль профсоюзов сводилась к обслуживанию интересов правящей партии и механического выполнения ее решений. Попав в жесткие условия либеральной, рыночной экономики, профсоюзы и их руководители, как традиционных и новорожденных профсоюзов продолжают действовать формами и методами, накопленными в условиях плановой экономики до 1990 года. После смены экономической системы ведения хозяйства начались объективные процессы реформирования и в профсоюзном движении Украины, что привело к внутренним противоречиям, к потере численного количества членов профсоюзов (табл.1), а также к уменьшению количества профсоюзных организаций (рис.1) [2,3].
Таблица 1.
Динамика изменения количества членов профсоюзов и численности первичных профорганизаций в Украине (ФПУ)
Период времени (год)
|
Всего первичных профсоюзных организаций (тыс. единиц)
|
Всего членов профсоюзов
(мил. чел.)
|
1998
|
133200
|
16,56
|
1999
|
129000
|
15,60
|
2000
|
122400
|
14,40
|
2001
|
119898
|
13,47
|
2002
|
115125
|
12,58
|
2003
|
110954
|
11,78
|
2004
|
103112
|
11,93
|
2005
|
96903
|
10,67
|
Анализируя состояние дееспособности украинского профсоюзного движения в целом, следует отметить:
- Профсоюзы хорошо структурированная, законодательно
оформленная и вполне подготовленная организация для ведения переговорных процессов, но в профсоюзном движении нет единения, внутренние противоречия продолжают раздирать на части это движение, что наносит вред не только единству, но и численному составу профорганизаций (табл. 1).
- Действующая модель организационной структуры, а также
идеология профсоюзов рассчитана на деятельность в государстве с плановой системой ведения хозяйства.
- Существует серьезная проблема доверия между наемными
работниками и профсоюзами. Так, согласно приведенной динамики (табл. 1), количество членов профсоюзов в Украине уменьшилась почти в 1,4 раза.
Рисунок 1. Динамика изменения количества профсоюзных организаций в профсоюзах Украины(ФПУ).
Согласно опросу [4], современное состояние профсоюзного движения в Украине оценили как кризисный 79,3% опрошенных граждан. При нарушении трудовых прав только 9,7% респондентов готовые обратятся за помощью к профсоюзам.
Как следствие низкой дееспособности профсоюзов это наличие тенденции невыполнения национальных правовых норм Генерального, Отраслевого, Регионального соглашений и коллективных договоров, как работодателями, так и государством, что приводит к возникновению коллективных трудовых споров, конфликтов (табл. 2) [5,6].
Таблица 2.
Количество забастовок и их последствия для Донецкой области
Показатели
|
Годы
|
1995
|
1997
|
1999
|
2000
|
2001
|
2002
|
2003
|
2004
|
Количество предприятий, которые принимали участие в забастовках(единиц)
|
47
|
346
|
35
|
32
|
13
|
-
|
1
|
-
|
Количество работников, которые принимали участие в забастовках,(мужчина)
|
26895
|
24564
|
13025
|
12174
|
2665
|
-
|
520
|
-
|
Потери рабочего времени, всего, тыс. человеко-часов
|
2257,8
|
3811
|
1379,9
|
1887,2
|
59,6
|
-
|
3210
|
-
|
Объем неполученной продукции, невыполненных работ (оценка), млн. грн.
|
33,7
|
59,8
|
27,2
|
27,2
|
1,8
|
-
|
499,1
|
-
|
Выводы.
1. Место и роль профсоюзов Украины, в условиях рыночной системы хозяйствования заключается в представительстве интересов наемных работников на всех уровнях социального диалога.
2. Дееспособность украинского профсоюзного движения, не отвечает условиям эффективного ведения социального диалога в рыночной экономике и нуждается в значительном повышении.
3. К факторам, которые влияют на дееспособность профсоюзов можно отнести:
- отсутствие профсоюзной идеологии адекватной условиям социально-трудовых отношений в рыночной системе ведения хозяйства;
- несовершенство национальной правовой базы;
- несоответствие организационной структуры профсоюзов требованиям рыночных взаимоотношений;
- низкий уровень демократических основ при избрании профсоюзных лидеров;
- наличие внутренних противоречий в профсоюзном движении;
- снижение уровня доверия граждан Украины к профсоюзам;
- низкий уровень культуры поведения и подготовки представителей профсоюзов, которые являются участниками переговорных процессов.
Предложения
С целью определения места и роль профсоюзов в системе социального диалога в условиях рыночной системы хозяйствования предлагается [7,8]:
- сформировать профсоюзную идеологию адекватную условиям
социально-трудовых отношений в рыночной экономике [7];
- перенести центр тяжести работы профорганов на члена профсоюза, основа профсоюзы – член профсоюза;
- ввести в практику все формы сбора профсоюзных взносов, но превалировать должна наличная форма сбора взносов;
- используя опыт мирового профдвижения, а также учитывая национальные особенности, на национальном и региональном уровнях профсоюзы, должны провести объединение и сформировать новую организационную структуру, которая бы позволяла оперативно реагировать не только на негативные явления в экономике государства, а также и на нарушение прав человека, прав трудящихся.
- с целью возвращения демократических основ в деятельность профсоюзных органов, а также при избрании профсоюзных лидеров принять «Демократический кодекс профсоюзов» [7];
- на законодательном уровне:
- сформировать условия, которые бы предоставили возможность гражданам вступать в профсоюз (создавать профсоюз) в независимости от того на каком предприятии они работают. Вместе с производственным признаком больше должен превалировать профессиональный;
- при создании профсоюза (первичных профорганизаций) на предприятиях слово: «действует» (Закон Украины «О профсоюзах, их права и гарантии деятельности» ст.11 абз.2) из закона должно быть удалено.
- с целью повышения уровня культуры поведения и подготовки представителей профсоюзов, которые являются участниками переговорных процессов, на основе опыта мирового профсоюзного движения и нормативных документов МОП, создать систему получения знаний за тематикой: «О правах профсоюзов, права человека, права трудящихся», не только среди профсоюзных работников и профактива, но и рядовых членов профсоюза. Определить методы и формы применения этих знаний в практической работе профсоюзов.
ЛІТЕРАТУРА
1. Л.Рихлі, Р. Прітцер. Соціальний діалог на національному рівні у країнах-кандидатах на вступ до Європейського Союзу. // Матеріали національного тристороннього семінару. – Женева, - 2003. 54 с.
2. Лобас В.М., Беззубко Л.В., Стрельченко Д.І., Шемяков О.Д. Роль і місце органів державної влади в стабілізації соціально-трудових відносин і вирішенні колективних трудових спорів (конфліктів): Методичні рекомендації. - Донецьк: Норд-компьютер, 2004. - 32 с
3. Нариси історії професійних спілок України / Федерація профспілок України. Головний редактор О.М. Стоян; керівник авторського колективу О.П.Рент. –Київ, 2002. – С.607
4. V пленум Донецкого областного совета профсоюзов: Материалы и проекты документов. Информации, справки. –Донецк. 2003.-27 с
5. Жуков В.І. Соціальне партнерство-шлях до злагоди: практика, проблеми, здобутки, перспектива. –К.: 2003. –278 с.
6. Беззубко Л.В. Механизм государственного управления коллективными трудовыми конфликтами: Моногр. – Д.: Нордкомпьютер, - 2004. -242 с
7. Шемяков А.Д. Роль и место профсоюзов в системе защиты прав трудящихся. Донецк, 2005.-84 с.
8. Осовий Г.В., Жуков В.І., Руденко В.М., Семенихін В.О. Соціально-трудові відносини: питання теорії та практики в Україні: Навч. посіб. –К., АПСВ, 2005. - 432 с. (стр.125)
|